Бред фееричный, конечно. Но ведь все это транслирует не пациент «психушки», а заместитель руководителя авторитетной, вроде бы, структуры…
— Насчет «авторитетной структуры» позволю себе с вами не согласиться. Поскольку сегодня на Украине в системе госвласти нет структур, по сути, которые могли бы адекватно и с ответственностью делать какие-либо заявления.
Тем более, какие-то предпринимать шаги, — комментирует ситуацию завкафедрой регионального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС, профессор Владимир Штоль. — Украинское государство — это квазигосударство. Фактически, маргинальная структура.
«СП»: — Тогда кому и что хотят доказать, неся подобную ахинею?
— Что касается якобы причастности российских спецслужб к тем террористическим актам, которые произошли в Брюсселе, то это, по моему мнению, такой новый пропагандистский конек, который украинские псевдо-политики оседлали. И на какую-то определенную перспективу он вполне себе будет иметь продолжение.
То есть, это еще один повод представить миру «дежурного виноватого» во всем. А для нынешних украинских властей «виноватый дежурный», безусловно, Россия. Только если раньше это была мифическая «агрессия на востоке Украины», то сейчас на нас хотят «повесить» и ситуацию в Европе.
«СП»: — Где тут логика?
— Украина, видимо, просто не знает, чем еще привлечь к себе внимание западной общественности и политических кругов. Старые «завлекалочки» уже не работают. А ситуация в стране — и в политике, и в экономике — все хуже и хуже. Вот они и придумывают всякие небылицы, продолжая лепить из нашей страны образ врага — теперь уже в контексте террористической угрозы.
И эта история, я думаю, будет иметь продолжение. Но наши руководители, в том числе и премьер-министр, уже один раз отреагировали на подобные провокационные заявления. Оценка дана. И не стоит, наверное, зацикливаться на этой ситуации, и продолжать пиар-кампанию украинских политиков, которые будут педалировать эту тему в дальнейшем.
«СП»: — Кстати, тот самый глава СБУ Грицак, который получил квалификацию «придурка» от Дмитрия Медведева за то, что приплел Россию к трагедии в Брюсселе, заявил накануне о грандиозном успехе своего ведомства. Разоблачили «российского шпиона», который планировал подорвать СБУ, Раду, кабмин и администрацию президента. Правда, он никакой не исламист — возглавлял гражданский корпус националистического батальона «Азов». То есть, был «патриот», стал — «агент Кремля»…
— Все соотносится с тем, что я говорил. Это как снежный ком — из ничего вырастает целая лавина. Помнится, и сам Порошенко летал в Европу с куском обшивки автобуса, якобы пробитого российской миной. Размахивал там липовыми паспортами каких-то российских псевдо-военнослужащих. Почему у военнослужащих гражданские паспорта? У них должны быть удостоверения офицеров — это другой вид документов.
Придумать можно, что угодно — голь на выдумки горазда, как известно. Поэтому украинские политики и общественники, «патриотически настроенные», сейчас будут собирать все возможное. Главное ведь запустить «утку», а там — пусть разбираются.
Никаких доказательств участия России или ее спецслужб в той ситуации, которая имеет место в Европе или на востоке Украины, не представлено. Я думаю, их и не представят. Но разговоры вестись будут.
«СП»: — И как на все это реагировать?
— Спокойно и адекватно. Но по мере возможности наиболее провокационные и абсурдные заявления комментировать. Потому что эта новая карта еще будет разыгрываться украинскими спецслужбами, как наиболее привлекательная.
Да, антироссийская истерия на Украине усиливается. В принципе, так или иначе, антироссийская агитация велась все последние двадцать пять лет независимости. Но в известной степени она нивелировалась российскими СМИ, которые действовали на Украине. Сегодня, начиная с Майдана, украинское население живет, по сути, в информационном вакууме, но под постоянным пропагандистским прессингом. А если вам каждый день на протяжении двух лет рассказывают, что сосед у вас негодяй, то вы вольно или невольно начинаете в это верить.
На взгляд доцента кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александра Гущина, проблема «в глубоком провинциализме украинской политической элиты»:
— У них нет адекватного понимания собственного места в европейском контексте. И понимания своего места в нынешнем раскладе отношений Россия-Запад. Им не знакомы механизмы принятия политических решений и решений на уровне спецслужб. Это — первое.
Второе. Истерия, которая называется «российская угроза», по-прежнему рассматривается определенными силами на Украине (не всеми, конечно, но многими), как один из способов консолидации политической элиты. И некой игры, направленной на поддерживание напряжения между Европой, Соединенными Штатами и Россией. Потому что они заинтересованы в этом напряжении. Не случайно очень похожие на заявления этого эксперта высказывания мы слышали из уст главы СНБО Турчинова и председателя СБУ Грицака. И это все, безусловно, подливает «масла в огонь».
С точки зрения определенных пиар-эффектов внутри страны, это может достичь определенных целей. С точки зрения воздействия на какие-то европейские элиты и европейское гражданское общество — вряд ли. Даже в контексте предстоящего референдума в Голландии, это вряд ли изменит в негативную сторону отношение к России.
Но некоторые наши политики, к сожалению, демонстрируют тот же самый ненужный радикализм. Я имею в виду последние заявления Жириновского. Что, как мне кажется, не должно иметь место. Должно быть понимание того, как ты выглядишь со стороны.
«СП»: — Украинские политики явно этим не озабочены…
— Там идет работа на внутреннее потребление. На консолидацию. На сохранение вот этого образа — «Россия-агрессор».
Другое дело, что на одних идеях Майдана и на эксплуатации негативного образа России страну не построить. Поэтому они пытаются все время какие-то новые формы вычленить. Был Донбасс. Был Крым. Сегодня они пытаются спекулировать на террористической угрозе для европейцев.
Я думаю, что эти заявления какого-то серьезного влияния на политику не окажут. На уровне принятия решений — Путин, Керри-Порошенко — эти вопросы не обсуждаются. А идет именно политический диалог. Очень сложный.
*Движение «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ, ДАИШ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Свежие комментарии