ПРОСТО, КАК БУБЛИК
Помимо коррупции и непрофессионализма государственного аппарата есть еще один фактор, который обрекает на неудачу любые сколько-нибудь масштабные действия властей. Это глобальное недоверие к государству и к тем, кто говорит от его имени.
Доверие, ощущение предсказуемости необходимы в любой ситуации, в которой люди взаимодействуют друг с другом.
Когда мы переходим улицу на зеленый сигнал прямо перед стоящими с включенными двигателями машинами, мы исходим из того, что никто из водителей не нажмет внезапно на газ – мы верим, что они не убийцы. Когда мы даем продавцу деньги, то спокойно ожидаем сдачу – мы верим, что он не начнет делать вид, что мы ему еще ничего не платили.
Государству же мы верим только в том случае, когда наша личная вовлеченность в ситуацию минимальна. Война в Сирии – мы там всех в который уже раз победили. Но воюют там немногие, большей частью добровольцы, в мой дом война эта не придет (т.е. многие из нас так думают). Мы встаем с колен, загоняем американцев под плинтус, на нас с надеждой смотрит Европу – но все это, как думает большинство сограждан, не понимающих связи этой политики с ценами и пенсией, где-то далеко. Меня не обманут просто потому, что не могут обмануть, я не вовлечен в ситуацию.
Кстати, даже и здесь доверие не стопроцентное. Никто ведь не верил президенту, когда он говорил о «силах самообороны Крыма» и о форме, купленной в военторге. Деталям не верят, верят целому – освободили, победили.
Но как только возникает ситуация собственной вовлеченности, доверие пропадает напрочь. Бизнес, например, не верит амнистии капиталов – деньги не возвращаются, а наоборот, уходят из страны с удвоенной скоростью. А сами бизнесмены все лучше разбираются в тонкостях предоставления вида на жительство в разных странах Евросоюза.
Государство так долго обманывало граждан по любому поводу и без повода, что даже если оно захочет сделать что-то для пользы граждан, кроме прямой раздачи денег, ему не поверят. Это, в частности, одна из проблем пенсионной реформы. Пусть не этой, а другой, продуманной и гуманной. Она все равно будет предполагать неких длительный процесс – девяносто девять из ста граждан страны будут при этом уверены, что их пытаются надуть и надуют. Опыт, никуда не денешься.
Даже и вовсе святое – футбол. Я в нем ничего не понимаю и им не интересуюсь. От слова совсем. Но уже неоднократно слышал от людей на улице, что не иначе, мол, как наши заплатили саудовцам (саудовцам!) и египтянам, а еще смухлевали что-то при распределении по группам. Единственное, во что сограждане верят абсолютно, это в возможность родной страны обмануть и подкупить кого угодно.
Без минимального уровня доверия государство не может сделать ничего. Этому государству не верят и не поверят уже никогда. Вывод прост, как бублик – нужно другое государство.
Свежие комментарии