Альтернатива в российских условиях – только "план Улюкаева"
Пробыть в самоизоляции стране предстоит минимум до конца апреля. Режим ЧС так и не объявлен, а формат "околокарантина" порождает массу юридических коллизий. Такая ситуация не признаётся по умолчанию форс-мажором, однако и нормально продолжать работу предприятия не могут.
Малый бизнес жалуется на убытки и сетует, что многие могут не пережить вынужденные каникулы. Работники, с одной стороны, подвергаются риску увольнения, с другой – те, кто продолжают трудиться, сталкиваются с угрозой заболеть коронавирусом. Свои меры преодоления проблем в экономике предложили профсоюзы, и они оказались чуть ли не самыми радикальными. Впрочем, может оказаться, что иного пути уже и нет.Степень строгости карантина было дозволено определять регионам, и тут же губернаторы стали принимать указы "кто во что горазд". Некоторые ужесточали меры вплоть до закрытия административных границ, в итоге отчитывать таких губернаторов пришлось лично премьер-министру Михаилу Мишустину. Другие же пошли по пути смягчения ограничений. В Новосибирской области возобновляют работу стройки и промышленные предприятия, однако, в области при этом вводится режим обязательной двухнедельной самоизоляции для пребывающих из Москвы и Санкт-Петербурга. Видимо, регионы уже поняли, что с коронавирусом и экономическими трудностями им предстоит разбираться самостоятельно, а федерация как бы самоустранилась от этого процесса. И уже первая неделя "околокарантина" продемонстрировала, что такой подход грозит не только устойчивости экономики, но и национальной безопасности.
Как выяснилось, под вопросом оказалось выполнение даже гособоронзаказа.
"Многие сравнивают нынешнюю пандемию с войной, что является профанацией, по моему мнению, – отмечает главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. – Но предположим, что это так, и обстановка в стране действительно сродни военной угрозе. Тогда почему не создан Государственный комитет обороны? Почему не введена централизованная система управления экономикой? Фактически руководителям предприятий предлагается самостоятельно договариваться с местными властями, добиваясь продолжения работы. Между тем, никто не отменял поставки по Гособоронзаказу, а это около 1,5 трлн руб. в текущем году. Никто не отменял поставки по экспортным контрактам, а это свыше 13 млрд долларов".
Эксперт приводит пример с Машиностроительным заводом имени Калинина, расположенным Екатеринбурге, все работники которого были отправлены в оплачиваемый отпуск. Такое решение генерирует дополнительные издержки и увеличивает стоимость изделий (предприятие изготавливает элементы ЗРК С-300В4, Бук-М3, КР "Калибр"). Но заказчик не зачтет увеличение издержек по таким основаниям.
На этом фоне всё активнее звучат требования не просто частных мер по закрытию или открытию отдельных предприятий, а коренных изменений в структуре управления экономикой, например, национализации стратегически значимых предприятий.
Федерация независимых профсоюзов России направила на имя премьер-министра Михаила Мишустина перечень предложений. Среди самых ярких:
- на период борьбы с эпидемией установить для всех работников здравоохранения 50% надбавки к текущей зарплате;
- обнулить НДФЛ для работников, зарабатывающих на уровне МРОТ и ниже;
- повысить ставку налога на сверхдоходы;
- жестко пресекать попытки массовых сокращений работников, предпринимаемые недобросовестными работодателями;
- разработать механизм национализации предприятий, важных для экономики России и обеспечения социальной стабильности.
Зампред ФНПР Александр Шершуков поясняет, что меры, преложенные президентом и правительством, в принципе правильные, но по мнению профсоюзов, надо принять дополнительные решения, которые снизят налоговую нагрузку на предприятия, и дополнительные меры по сохранению рабочих мест.
"Тенденции, которые мы наблюдаем, пока не массовые, но достаточно нехорошие с точки зрения сокращений. Мы уже несколько раз проходили в новейшей истории периоды, когда системоообразующие для экономики страны и, в том числе, для национальной безопасности предприятия в период кризиса в результате падения курса акций просто скупались по дешёвке с целью дальнейшей перепродажи либо коммерческой утилизации. Это в дальнейшем негативно сказывалось на экономике страны. Разговор по поводу механизма национализации вёлся начиная с 2008 г., когда происходили известные события в Пикалёво. Тогда он разработан не был, к этой теме, я считаю, необходимо возвращаться сейчас", – отметил он.
По мнению Александра Шершукова, национализация может быть целесообразна для частных предприятий, работающих на гособоронзаказ, и тех, которые относятся к сфере жизнеобеспечения – электроэнергетика, ЖКХ. Сейчас большинство из них частные, но если они отключаются или банкротятся – это может привести к коллапсу.
Экономист Василий Колташов указывает, что механизм национализации и возможность приведения ее в действие сами по себе могут предостеречь собственников и топ-менеджмент компаний от безответственного поведения. Он сформулировал три признака, на фоне которых следует прибегать к национализации:
1. Предприятия могут остановиться, а люди окажутся на улице. Их владельцы говорят – "просто дайте нам денег и всё". Но не факт, что эти деньги будут вообще потрачены на предприятия. Ведь у владельцев есть долги перед иностранными юридическими лицами, другие бизнесы и они просто не будут вкладываться в бизнес, который, по их мнению, не выберется из кризиса.
2. Офшорная собственность с непонятными собственниками и есть угроза того, что контроль над предприятием будет передан иностранным юридическим лицам и иностранным предприятиям.
3. Необходимость встроить то или иное предприятие в технологические цепочки, когда его собственники не могут или не хотят этого делать. Но здесь необязательно нужна национализация, это может быть и взятие государством под контроль. Сейчас целый ряд производств работает на иностранные рынки, например, алюминий продаётся в США.
"Речь идёт о том, что делать с предприятиями, в каких управленческих цепочках они будут находиться и будут ли они в них работать. Кого-то и впрямь могут могут национализировать для примера. Национализация нужна как кнут, чтобы собственники начали выполнять приказы", – отмечает эксперт.
Да, пока всё это может показаться сгущением красок, если не брать во внимание те страны, которые уже столкнулись с проблемой распространения коронавируса в полный рост. Так, в США производители медоборудования сами просят ввести центральное распределение. И вполне может оказаться, что альтернативой в России по мере разрастания проблем окажется лишь "план Улюкаева" – дождаться опускания на дно и надеяться на то, что всё наладится само собой и благодаря таким частным системообразующим компаниям, как "Макдоналдс" и букмекерские конторы, получится оттолкнуться и всплыть.
Свежие комментарии