Как передаёт Twitter компании SpaceX, корабль Red Dragon («Красный дракон») не позднее 2018 года полетит на Марс. Есть версия, что Илон Маск, глава SpaceX, именно таким образом отреагировал на сообщение о начале реализации в «железе» перспективного российского космического корабля «Федерация». Хотя в Америке разрабатываются еще два космических проекта — Dream Chaser и Orion, конкуренция за мировой рынок коммерческого космоса в третьем десятилетии 21 века, судя по всему, развернется между SpaceX и РКК «Энергия».
Для этого есть все предпосылки. Прежде всего, заокеанское экспертное сообщество убеждено, что НАСА ставит на именно программу Dragon. В частности, об этом сообщил Джефф Фауст, который является издателем The Space Review и старшим штатным сотрудником SpaceNews. Он пишет, что американское Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства придало проекту Илона Маска статус «миссии пригодности». Лоббируют интересы SpaceX американские «ястребы» во главе с Джоном Маккейном, который на каждом углу твердят о необходимости отказа от российских двигателей РД-180 в пользу ракетоносителя Falcon 9.
Кроме того, в США надеются, что Илон Маск расквитается с Москвой за позор «12 апреля 1961 года». Так, 14 апреля 2016 года The Moscow Times опубликовала статью «Россия vs Элон Маск: запуски в США угрожают главной роли Москвы в космическом пространстве». Её автор Мэтью Боднер начал с заявления Маска о том, что «моя семья боится, что русские меня убьют».
Журналист в этой связи отмечает: «Это ощущение ему можно простить. 9 апреля 2016 года, всего за несколько дней до празднования россиянами 55-й годовщины исторического полета Юрия Гагарина в космос, SpaceX успешно приземлил свою ракету на баржу в Атлантическом океане.
Это была наглядная демонстрация того, что Маск стоит на пороге радикальной трансформации в космическом бизнесе, — в отрасли, в которой традиционно доминирует Россия».Еще большие убытки Роскосмос понесет, когда SpaceX начнет доставку астронавтов на МКС, уверен Мэтью Боднер. Он ссылается на обещание главы частной аэрокосмической компании снизить стоимость «кресла» до $ 20 млн. Достигнуто это будет за счет доставки на орбиту в одной капсуле сразу 7 человек. Маск прогнозирует стоимость пилотируемой экспедиции на Dragon в размере $ 140 млн. Между тем, НАСА, по его словам, платит России по $ 70 млн. за билет в космос. Если американские планы сбудутся, то для нашей страны это будет означать ежегодную потерю $ 500 млн.
Но так ли это на самом деле? Начнем с официальных претензий НАСА к компании SpaceX. Агентство настаивает на том, чтобы в будущем корабль Dragon смог самостоятельно состыковаться с космической станцией, а не помощью роботизированной руки, как это осуществляется сегодня. Кроме того, заказчик недоволен запредельно высокой ценой, которая возникла из-за «двух отдельных транспортных средств с отдельными производственными линиями». Джефф Фауст подчеркивает, что для Америки принципиальное значение имеет стоимость доставки грузов на МКС, а также цена одного «кресла». При этом во главу угла ставится надежность. Всё остальное — вторично. Намек делается на чрезмерные амбиции миллиардера Илона Маска, который увлекся саморекламой и «фантастическими проектами» вроде полетов на Марс.
Эрик Сеедхоусе, автор книги «SpaceX's Dragon: America’s Next Generation Spacecraft» («Американский космический аппарат нового поколения: Dragon от SpaceX»), в предисловии задается самым главным вопросом: «Когда, если это вообще возможно, давно назревшие пилотируемые экспедиции будут исполнены?». В одной главе он пишет, что есть четкое понимание того, что космос не прощает мелочей, и разбирает инцидент, который произошел в начале марта 2013 года. Тогда потеря миссии стоимостью $ 133 млн. оказалась вполне реальной из-за нештатной работы двигателей. Только благодаря усилиям ВВС США удалось передать новую программу управления и спасти контракт. Иными словами, пилотируемые полеты могут оказаться делом далекого будущего, несмотря на громкие заявления.
Итак, у компании SpaceX цена старта Falcon 9 составляет $ 133 млн., тогда как Роскосмос, по американским источникам, предлагает потенциальным клиентам запуски своих ракет Протон-М за $ 90 млн. при одноразовом старте, или $ 65 млн. за серию (по некоторым источникам — $ 50 млн.). При этом российский носитель выводит на геопереходную орбиту спутники массой до 6,7 тонны, а рекорд для Falcon-9 составил 5,3 тонны. Иными словами, реальная конкуренция возникнет тогда, когда Илон Маск снизит цену миссии хотя бы до $ 60 млн.
Показательно, что такие цели ставит сам глава SpaceX. Пока же он в своем бизнесе опирается исключительно на американский протекционизм, который «льет на него золотой дождь» из казны США.
«В мае 2014 года гендиректор SpaceX Илон Маск приподнял занавес на будущее Dragon V2, — пишет Эрик Сеедхоусе. — Он надеется, что в 2017 году его коммерческая компания будет доставлять специалистов на МКС. Это решение пришло как никогда вовремя. Буквально пару недель до этого вице-премьер РФ грозился не пустить астронавтов на космический корабль „Союз“ в ответ на санкции из-за Украины». Фраза «как никогда вовремя» означает, что по иронии судьбы именно Майдан дал мощный импульс развитию компании SpaceX.
Однако вернемся к «конкурентным преимуществам» проекта Dragon перед российскими программами. Гарретт Райзман, представитель компании SpaceX, признался, что НАСА считает доставку сразу 7 астронавтов на МКС избыточным решением и настаивает на 4-х «креслах» в Dragon V2. Впрочем, и это решение не окончательное. Есть мнение, что оптимальным считается экипаж из 3 человек. Так или иначе, но в любом случае ценник в $ 20 млн. за билет достигнут не будет. В целом, агентству выгоднее вместе с небольшим экипажем доставлять и грузы.
Что касается многоразового применения, то и здесь НАСА вводит свои жесткие требования, вернее настаивает на продолжении одноразовых полетов. Национальное управление по воздухоплаванию считает, что для каждого полета должны будут использоваться исключительно новая ракета-носитель и новый корабль. Вторичное применение, которые Илон Маск считает своей фишкой, рассчитано на других клиентов, если те, конечно, найдутся.
И последнее — заказчик, по сути, отказывается от приземления на струях ракетных двигателей в пользу парашютной системы с включением тормозных двигателей на последних секундах. В докладе Райзмана так и сказано, что Dragon будет иметь примерно такую же систему посадки, как российский перспективный корабль «Федерация».
Учитывая всё вышеперечисленное и то, что российский корабль будет многоразовым, а также более низкую стоимость разработки «Федерации», компания SpaceX вряд ли в третьем десятилетии 21 века приблизится к стоимости полетов на нашем перспективном корабле. По инсайдерской информации из НАСА, американцы считают большой удачей, если Илон Маск достигнет нынешнего «русского прейскуранта». С другой стороны, заокеанские заказчики, безусловно, останутся в выигрыше. По их расчетам, конкуренция, как минимум, вдвое, уменьшит аппетиты Роскосмоса. При этом деньги, вложенные в компанию Илона Маска, вернутся за счет более дешевых стартов Роскосмоса.
Так или иначе, у разработчиков «Федерации» из РКК «Энергия» имеется талантливый и напористый соперник, к тому же прекрасно финансируемый. И если не учитывать этот факт, то в обозримом будущем Россия и впрямь может потерять лидирующие позиции в мировом космическом бизнесе.
Свежие комментарии