На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охотники за новостями

59 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВАСИЛИЙ
    Разве пенсия 15000 достойная? Чтобы наэти деньги в месяц жили те кто её придумал и потомки их до 7 колена!!!Россия – социальн...
  • Донбасс РОдной
    без ног человек выступил..упоминать о его состоянии некорректно.. если его номер и был более акробатическим, надо тол...Безногий танцор т...
  • Михаил Галанов
    раз ненавидит ватных патриотов и путинизм, то достойный гражданин РоссииЭта русофобская о...

Мировой поворот автопрома

 

 

Правительство нашло способ не просто спасти утопающий автопром, но сделать его мировой гордостью российской промышленности. Вице-премьер И. Шувалов призвал автопроизводителей резко развернуться на внешние рынки, наладить поставки миллионов автомобилей за рубеж. Для начала хотя бы удвоить экспорт.

Каковы шансы пересадить мир на наши машины?

Пятые в мире

Ситуация в автопроме развернулась настолько стремительно, будто на полной скорости рванули ручной тормоз. Недавно РФ была чем-то вроде бездонной воронки для мировой автопромышленности, наш рынок всасывал любые модели, от мала до велика. К нам сбежались все, начиная с крупнейшей мировой семёрки производителей-автогигантов, заканчивая китайским и даже иранским автопромом, продукцию которых не покупают больше нигде в мире. Все наперебой твердили о невероятных перспективах российского авторынка. Он и правда сиял на всю планету, едва не стал крупнейшим в Европе, превзошёл французский и британский, грозил со дня на день перерасти германский.

Легко было закладывать в планы бешеный рост и распахивать солнечные автогоризонты, когда за последние 10 лет российский парк легковушек вырос на 60%, с 25,6 до 40,85миллиона. Население денег на колёса не жалело, тратило на новые машины по 2,3 трлн в год. На такую немыслимую сумму автопром обогатился в 2014 г., ровно столько же в рублях получил в 2013 году. В общей сложности в прошлом году разошлось 2,5 млн новых машин, средняя стоимость автомобиля перевалила далеко за 800 тыс. рублей. Для сравнения: все нефтегазовые доходы бюджета в том же году составили 7,4 трлн руб.

, самый значительный денежный показатель экономики, ВВП, дорос до 71 трлн рублей. Проще говоря, автопром стал второй по значению отраслью после нефтянки, крупнейшей статьёй импорта и самым крупным пунктом промышленного производства.

Что сейчас? В 2015 г. продажи рухнули вдвое. Получить автокредиты, на которых держалась половина продаж в салонах, почти нереально. Да и население прижало крупные траты, копит на чёрный день. Самый смелый прогноз таков. Исторический рекорд 2008 г., когда продали 2,897 млн новых машин, будет побит не ранее 2019 года. Далеко и до второй в истории цифры 2013 г. – 2,77 млн штук. Пока эксперты аккуратно предсказывают спрос 2015 года на уровне 1,2–1,3 млн машин. Это означает откат к показателям девятилетней давности.

Есть и хорошие новости. Не зря государство всячески приманивало в Россию крупных производителей. В результате за последние 10 лет построены мощности по выпуску легковушек, способные выдать более 3,5 млн автомобилей в год. К этому надо добавить 1,2 млн мощностей АвтоВАЗа. Выходит, РФ может выпускать по 4,7 млн автомобилей в год. Разница с внутренним спросом огромная, минимум 3,2 млн штук. Цифра очень обнадёживает. Она сопоставима с годовым выпуском легковушек в Германии (5,7 млн штук) и близка к производству Бразилии (3,74 млн штук). Между тем у Бразилии пятый по величине мировой автопром. Проще говоря, с таким потенциалом мы метим в высшую лигу.

Треть на экспорт

Для начала, кому и что продавать? Первыми в бой ринулись предприятия, которые называют редким ныне словом «нашемарки». КамАЗ, Волжский и Горьковский заводы пообещали удвоить экспорт. АвтоВАЗ взял обязательство удвоить поставки и продать за рубеж 100 тыс. легковушек. Прежде всего завод рассчитывает на продажи в Казахстан, Азербайджан, в Египет и Латинскую Америку.

Тут ничего неожиданного, эти страны и так неплохо покупают «Лады». В Египте наша пятёрка десятилетие носила корону самой популярной легковушки. Потому что собиралась из российских комплектов на местных линиях и стоила дёшево. Менее известный факт: наши машины берут в Европе. Всего за 40 лет работы АвтоВАЗ отгрузил за рубеж 1,8 млн автомобилей. Для сравнения: в общей сложности за то же время выпустили 28 млн «Жигулей» и «Лад». Экспортные «Лады» собирали в Греции и в Финляндии. В конце 1990-х даже хотели открыть сборочное производство в Новой Зеландии, но помешал распад СССР.

Второе дыхание зарубежной сборки пришло в середине 1990‑х годов. С 1996 г. заработали сборочные предприятия АвтоВАЗа в развивающихся странах: Египте, Турции, Уругвае и Эквадоре. Мало того, «Лады» и «Нивы» по сей день поставляют в ЕС. В середине нулевых годов в Германии расходилось до 5 тыс. новых «Лад» в год. До тысячи машин покупали в Сербии, по 150–200 – в Италии и Греции. Два года назад начались продажи в Дании и Швеции. В Германии продукция АвтоВАЗа однажды вошла в список 30 самых продаваемых моделей, обогнала таких корифеев немецкого автопрома, как «Мерседес» и «БМВ». Секрет в том, что немцы ринулись скупать уникально дешёвые по местным меркам «Лады», когда в 2008 г. правительство ФРГ запустило программу утилизации старых машин в обмен на субсидию в 2,5 тыс. евро. В общем, волжские машины нашли свою нишу.

Богата откровениями история КамАЗа. Эти грузовики всегда были самой конкурентоспособной на мировом рынке российской автопродукцией. Их знают по всему миру, сборка налажена во Вьетнаме, Индии и Азербайджане. Сейчас завод из Набережных Челнов готовится начать выпуск в Бразилии и Аргентине. Обнадёживает тот факт, что уже в конце 2014 г. экспорт КамАЗов подскочил вдвое. В 2014 г. во Вьетнаме, где только открылось производство, продали 150 КамАЗов, в первом квартале 2015 г. – более 100 штук. Всего в прошлом году КамАЗ отправил за рубеж почти пятую часть продукции – 5,9 из 36,8 тыс. выпущенных грузовиков. Руководство предприятия приводит такой расчёт: экспорт грузовиков стал выгодным, как только за доллар начали давать более 36 рублей. При нынешнем курсе выгода огромна, завод обещает отправить на экспорт до 30% машин.

У ГАЗа похожие планы. Сейчас в дальнее зарубежье продают 17% выпуска автомобилей. Например, «Газель Некст» собирают в Турции, российскую сборку поставляют Сербии, Македонии и Черногории. В планах довести долю экспорта до трети. По словам сотрудников ГАЗа, сейчас идут переговоры об организации 30 сборочных площадок в25 странах. В приоритетах Вьетнам, Монголия и Куба, также с надеждой смотрят на Африку и Латинскую Америку. В общем, неплохой рывок.

Что с остальными мощностями, это потенциальные миллионы экспортных машин? Тут всё зависит от позиции владельцев – иностранных концернов. Вообще морозить дорогие линии, которые уже есть и стоят под паром, никому не выгодно. Пока никто не свернул производство, кроме североамериканской «Дженерал Моторс». Но тут политические моменты. По мнению аналитиков, французский «Рено», корейцы и некоторые японские производители постараются наладить в РФ экспортные производства для СНГ и Европы.

Благо у них громадное преимущество. Поскольку перевернулось всё, сейчас автомобили в России – одни из самых дешёвых в мире. Несколько лет назад, когда цены на волне ажиотажного спроса были задраны до небес и часто превышали европейские, такое было невозможно представить. Ну а российский машины, те, что сделаны здесь, – точно одни из самых доступных на планете. Так что в нынешней ситуации есть свои немалые преимущества. Главное – воспользоваться удачным моментом.

http://argumenti.ru/economics/n484/396349

наверх